24 Марта 2015
24 марта
Если регистрируемый бренд компании совпадает с наименованием НКО...

Правовая охрана бренда компании была признана недействительной из-за обращения в Роспатент учреждения (НКО).
Спорный товарный знак включал в себя то же словесное обозначение, что и наименование данного учреждения (зарегистрированного ранее, нежели бренд).
Компания, не согласившись с таким решением, обратилась в суд.
Суд по интеллектуальным правам счел решение правомерным и пояснил следующее.
По ГК РФ определенные обозначения не могут быть зарегистрированы в качестве брендов в отношении однородных товаров.
Это обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым фирменным наименованием или коммерческим обозначением (их отдельными элементами) либо с наименованием зарегистрированного селекционного достижения, права на которые возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого бренда.
В соответствии с ранее сформулированной позицией Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ право на фирменное наименование возникает только у юрлица, являющегося коммерческой организацией.
По Закону о НКО наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации юрлиц в смысле приведенных норм ГК РФ.
Между тем российский законодатель понимает фирменное наименование как средство индивидуализации юрлица - участника предпринимательского оборота, т. е. самого субъекта права.
Индивидуализация субъекта права - это сфера действия личных неимущественных прав. При этом нельзя отрицать, что фирменное наименование влияет на спрос на товары, работы или услуги, связи с контрагентами и партнерами юрлица, формирует его деловую репутацию.
Таким образом, фирменное наименование обладает определенной имущественной ценностью и выступает своеобразным нематериальным активом так же, как и тесно связанная с ним деловая репутация.
Причем подобное же влияние способно оказывать и наименование в отношении НКО.
Наличие собственного имени является обязательным качеством участника товарооборота, т. к. позволяет отличать определенную НКО от других участников.
Законодатель указал на исключительное право использования наименования некоммерческой организации, тем самым особо обозначив его приоритет и значимость для НКО.
С учетом этого к спорным правоотношениям по аналогии закона можно применить упомянутые нормы ГК РФ о запрете на регистрацию определенных брендов.