27 Апреля 2015
27 апреля
Что считать использованием товарного знака в отношении услуг по реализации товаров?

Истец просил досрочно прекратить правовую охрану товарного знака вследствие его неиспользования на протяжении последних 3 лет в отношении части услуг (реализация товаров, печатной продукции).
Президиум Суда по интеллектуальным правам согласился с выводами первой инстанции, которая удовлетворила иск. Она исходила из того, что истец подтвердил свою заинтересованность, а правообладатель не доказал использование товарного знака в рассматриваемый период.
Ответчик ссылался на то, что товарный знак используется его лицензиатом в наименовании журнала; в доменном имени; путем реализации одежды, журнала, сувенирной продукции и атрибутики, организации подписки на журнал как через сайт, так и во время проведения выставок, массовых мероприятий.
Вместе с тем реализация своих товаров не подпадает под понятие услуги. Услугой считаются действия, направленные на оказание помощи, содействия другим лицам. Т. е. услуга оказывается третьим лицам. Реализация же своих товаров направлена на удовлетворение собственных потребностей. С этой точки зрения под услугой по реализации товаров подразумеваются действия по реализации товаров иных лиц либо путем непосредственной продажи таких товаров, либо путем предоставления возможности осуществлять реализацию товаров в торговых центрах, киосках и пр.
Ввиду этого не признается использованием товарного знака реализация лицензиатом правообладателя через сайт футболок, маркированных товарным знаком, а также пакетов и иной атрибутики, которые фактически также являются собственным товаром лицензиата (изготовленным для него по его заказу).
Кроме того, размещение ответчиком и лицензиатом рекламной информации в журнале и на сайте, оказание рекламных услуг на выставках с использованием спорного обозначения, реклама самого журнала не свидетельствуют об оказании услуг по реализации товаров, в т. ч. печатной продукции третьих лиц.
Первая инстанция правомерно отклонила доводы об использовании товарного знака иными лицами под контролем правообладателя путем размещения предложений о продаже товаров в журнале и на сайте.
На сайте размещены объявления третьих лиц о продаже товаров. Сами же сделки совершаются без участия правообладателя либо его лицензиата. Т. е. сайт не является торговой площадкой. А у продавцов отсутствует возможность самостоятельно размещать объявления как на сайте, так и в журнале. Т. е. использования ими товарного знака в связи с этим не происходит ни непосредственно, ни под контролем правообладателя. Реклама товаров иных лиц не может быть приравнена к реализации товаров, так как последняя предполагает заключение и исполнение сделок купли-продажи товаров.