27 Мая 2015
27 мая
Можно ли зарегистрировать как бренд обозначение, которое уже давно используется различными производителями?

Спор возник по поводу правовой охраны бренда алкоголя.
В качестве такого бренда было зарегистрировано словесное обозначение ("черный русский").
Сначала Роспатент зарегистрировал бренд по заявке компании, а затем из-за возражения фирмы аннулировал охрану.
Как посчитал Роспатент, такое обозначение не способно выполнять основную функцию товарного знака - индивидуализировать продукцию производителя.
Причина - обозначение уже давно является известным наименованием коктейля с определенной рецептурой.
Предоставление исключительного права только одному лицу поставит его в преимущественное положение с остальными изготовителями, что недопустимо.
Президиум Суда по интеллектуальным правам не согласился с такой позицией и указал в т. ч. следующее.
По ГК РФ не допускается госрегистрация в качестве брендов обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары.
В т. ч. это обозначения, указывающие на вид товара, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ производства или сбыта.
Данное правило не применяется в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
При этом объективные данные об известности обозначения по смыслу ГК РФ не опровергают возможность приобретения обозначением различительной способности.
В данном деле обозначением, представляющим собой вид товара, его простое наименование, является обозначение "коктейль" (а не "черный русский") и именно оно не может быть зарегистрировано в качестве бренда как видовое наименование продукции.
Кроме того, исходя из Методических рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, не предоставляется правовая охрана (а производителям - исключительное право на использование) обозначениям, состоящим только из описательных элементов.
Подобное не допускается, т. к. у любого лица может возникнуть необходимость использовать в хозобороте обозначения, которые описывают товар. Данные обозначения называются описательными.
Между тем надо различать обозначения описательные и те, которые вызывают в сознании потребителя представление о производимых товарах через ассоциации.
Последним указанным обозначениям может быть предоставлена правовая охрана.