05 Августа 2015

05 августа
За исполнение не всякой иностранной музыки у ВОИС есть вправо требовать компенсацию
ВОИС потребовала взыскать с общества компенсацию за нарушение исключительного права на вознаграждение за публичное исполнение фонограмм.
Поводом для этого послужил факт воспроизведения в помещении ресторана, принадлежащего обществу, записей с музыкальными композициями иностранных исполнителей.
Суды двух инстанций разошлись во мнениях.
Суд по интеллектуальным правам отправил дело на новое рассмотрение, указав следующее.
ВОИС - единственная аккредитованная организация по коллективному управлению исключительными правами в отношении прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения (за публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях).
Данная организация наделена правом сбора такого вознаграждения для правообладателей.
Между тем в данном случае не установлено, имеется ли у ВОИС такое право в отношении спорных композиций.
Так, в силу ГК РФ исключительное право на исполнение действует на территории России лишь в определенных случаях.
Применительно к исключительному праву на фонограмму его действие в России распространяется в случаях, когда: ее изготовитель - российский гражданин или юрлицо; она обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись в нашей стране; в иных случаях, предусмотренных международными договорами.
В данном деле первые два обстоятельства не установлены. При этом исполнители и изготовители спорных фонограмм являются иностранными физическими и юридическими лицами.
Следовательно, возможность предоставления правовой охраны спорным объектам смежных прав в России нужно устанавливать исходя из норм международного права.
Надо учитывать положения Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римской конвенции), вступившей в силу для России 26.05.2003.
Эта конвенция не имеет обратной силы: в нашей стране по ней охраняются лишь те исполнения и записи фонограмм, которые имели место после 26.05.2003.
Поэтому требовалось в т. ч. выяснить, когда имели место первые исполнения и записи спорных фонограмм; являются ли исполнители и изготовители гражданами или юрлицами государства-участника Римской конвенции; имели ли место исполнения и первые публикации фонограмм в подобном государстве.
Таким образом, нужно установить, предоставлена ли спорным фонограммам правовая охрана в России. От этого зависит и вопрос о том, имеется ли у ВОИС соответствующее право обращаться с подобным иском в суд.
Поводом для этого послужил факт воспроизведения в помещении ресторана, принадлежащего обществу, записей с музыкальными композициями иностранных исполнителей.
Суды двух инстанций разошлись во мнениях.
Суд по интеллектуальным правам отправил дело на новое рассмотрение, указав следующее.
ВОИС - единственная аккредитованная организация по коллективному управлению исключительными правами в отношении прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения (за публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях).
Данная организация наделена правом сбора такого вознаграждения для правообладателей.
Между тем в данном случае не установлено, имеется ли у ВОИС такое право в отношении спорных композиций.
Так, в силу ГК РФ исключительное право на исполнение действует на территории России лишь в определенных случаях.
Применительно к исключительному праву на фонограмму его действие в России распространяется в случаях, когда: ее изготовитель - российский гражданин или юрлицо; она обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись в нашей стране; в иных случаях, предусмотренных международными договорами.
В данном деле первые два обстоятельства не установлены. При этом исполнители и изготовители спорных фонограмм являются иностранными физическими и юридическими лицами.
Следовательно, возможность предоставления правовой охраны спорным объектам смежных прав в России нужно устанавливать исходя из норм международного права.
Надо учитывать положения Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римской конвенции), вступившей в силу для России 26.05.2003.
Эта конвенция не имеет обратной силы: в нашей стране по ней охраняются лишь те исполнения и записи фонограмм, которые имели место после 26.05.2003.
Поэтому требовалось в т. ч. выяснить, когда имели место первые исполнения и записи спорных фонограмм; являются ли исполнители и изготовители гражданами или юрлицами государства-участника Римской конвенции; имели ли место исполнения и первые публикации фонограмм в подобном государстве.
Таким образом, нужно установить, предоставлена ли спорным фонограммам правовая охрана в России. От этого зависит и вопрос о том, имеется ли у ВОИС соответствующее право обращаться с подобным иском в суд.