07 Августа 2015
07 августа
Регистрация брендов: при оценке ассоциаций потребителя иногда надо учитывать регион его проживания

Поводом для обращения фирмы в суд послужило прекращение охраны ее товарного знака (по возражению конкурента).
Как посчитал Роспатент, при регистрации этого бренда были нарушены запреты, предусмотренные ГК РФ.
В частности, запрещено регистрировать в качестве брендов обозначения, характеризующие товары, в т. ч. указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение и т. п.
В данном случае в качестве товарного знака фирма зарегистрировала сочетание слов "лесная ягода".
Роспатент указал, что такое словосочетание используется как общее название дикорастущих ягод.
Спорным словосочетанием характеризуются вкусовые качества (свойства) продуктов.
Суд по интеллектуальным правам не согласился с таким выводом и пояснил следующее.
Исходя из Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, надо различать обозначения описательные (используемые для указания вида товара, описания характеристик продукции и сведений об изготовителе) и обозначения, вызывающие в сознании потребителя представления о производимых товарах через ассоциации.
Последним может быть представлена правовая охрана.
В данном деле нет доказательств того, что у всех лесных ягод имеются хоть сколько-нибудь общие вкусовые и обонятельные, т. е. органолептические свойства.
Различные ягоды, произрастающие в лесах различных климатических зон, имеют разные цвет, вкус, запах. Поэтому нет оснований полагать, что обозначение "лесная ягода" может указывать на какие-либо органолептические свойства или вид товара, на описание его характеристик.
У части потребителей при приобретении изделий, маркированных спорным обозначением, могут возникнуть представления о вкусовых и ароматических свойствах приобретаемого товара.
Однако такое представление возникает исключительно в силу появления у отдельного потребителя ассоциации с конкретными лесными ягодами (малиной, земляникой, черникой и проч.) или их сочетаниями.
При этом у различных потребителей такие представления могут быть неодинаковыми в зависимости от присущих каждому потребителю ассоциаций, которые, в свою очередь, могут зависеть от региона проживания (ассоциации, связанные с произрастающими в данном месте лесными ягодами), от использования производителем изобразительных элементов (конкретных ягод, входящих в состав) либо отсутствия таковых.
Таким образом, нет оснований полагать, что у потребителей при упоминании "лесной ягоды" возникают стойкие ассоциации с конкретным вкусом или запахом (органолептическими свойствами).