06 Июня 2016
06 июня
 
«ХАЛЯВЫ» не будет!

Решением Суда по интеллектуальным правам от 25 мая 2016 отказано в удовлетворении требований ИП о признании недействительным решения Роспатента от 11.12.2015 об отказе в государственной регистрации товарного знака, поскольку слово «ХАЛЯВА» является жаргонным словом.
ИП обратился в Роспатент с заявкой на регистрацию в качестве собственного товарного знака обозначения со словесным элементом «ХАЛЯВА» в отношении товаров 29, 30, 31, 32, 33, 34-го и услуг 35-го, 43-го классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, учрежденной Ниццким соглашением, заключенным в 1957 году.
Решением Роспатента (заключение формальной экспертизы от 30.06.2015) в регистрации названного товарного знака было отказано по мотивам ее несоответствия требованиям подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которой не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
При этом Роспатент руководствовался тем, что заявленное обозначение «ХАЛЯВА» представляет собой жаргонное слово, которое означает: удовлетворение потребностей за чужой счет, бесплатно (Словарь русской брани, В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина, Санкт-Петербург, «Норинт», 2003, страница 346).
В силу изложенного, Роспатент пришел к выводу о том, что заявленное обозначение «ХАЛЯВА» относится к жаргонным словам и, следовательно, не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, поскольку противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Обжалуемым ненормативным правовым актом от 11.12.2015 в удовлетворении возражения заявителя от 01.09.2015 против решения формальной экспертизы было отказано по тем же мотивам.
Будучи несогласным с названным решением, заявитель обратился в Суд по интеллектуальным правам за судебной защитой нарушенного права.
Суд в своем решении поддержал выводы, изложенные в оспариваемом решении Роспатента, и не усмотрел нарушений в его действиях при принятии названного ненормативного правового акта.
Как следует из пункта 4 Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утвержденные приказом Роспатента от 23.03.2001 № 39, обозначения, состоящие из терминов, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали, называют также «скандальными» знаками. Для осуществления правильной оценки «скандальных» обозначений учитываются факторы восприятия их потребителями. Оценка заявляемых обозначений с этой точки зрения во многом связана как с общепринятыми мировыми стандартами морали, так и национальными традициями и культурой. При этом оскорбительными могут быть признаны не только нецензурные, но и жаргонные слова и выражения.
В соответствии с пунктом 2.5.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003 № 32, зарегистрированные в Минюсте РФ 25.03.2003 под № 4322, введенные в действие 10.05.2003, к таким обозначениям относятся, в частности, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства, слова, написание которых нарушает правила орфографии русского языка, и т.п.
Судебная коллегия поддержала вывод Роспатента о том, что заявленное обозначение «ХАЛЯВА» является жаргонным словом, принадлежит к относительно автономной социальной группе и используется для обозначения искажённой, неправильной речи, предоставление правовой охраны товарному знаку с указанным словесным обозначением будет нарушать положения, установленные подпунктом 2 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ.
Кроме того, товары, для которых испрашивается правовая охрана заявленному обозначению «ХАЛЯВА» имеют разновозрастные группы потребителей, в связи с чем, вероятность восприятия обозначения «ХАЛЯВА» потребителями младшего и старшего возраста, как противоречащего принципам гуманности и морали очевидна.
Ларшин Р.В.,
помощник судьи