Новости


15 сентября
Заинтересованность в досрочном прекращении правовой охраны товарного знака нужно доказывать и при отсутствии возражений правообладателя против иска
Истец по делу о досрочном прекращении правовой охраны неиспользуемого товарного знака должен доказать свою заинтересованность.
Как отметил Суд по интеллектуальным правам, эта обязанность сохраняется за истцом и в том случае, когда правообладатель не возражает против предъявленного иска. В то же время отсутствие возражений правообладателя может расцениваться как признание им того факта, что товарный знак не использовался.
В спорном случае истец доказал свою заинтересованность. Она обусловлена возможностью возникновения у потребителя ложного представления о лице, производящем и реализующем товары. Ответчик же не представил доказательств использования товарного знака и не оспорил доказательства истца.
Поэтому правовая охрана товарного знака была досрочно прекращена в испрашиваемой истцом части.
ИПО ГАРАНТ
Как отметил Суд по интеллектуальным правам, эта обязанность сохраняется за истцом и в том случае, когда правообладатель не возражает против предъявленного иска. В то же время отсутствие возражений правообладателя может расцениваться как признание им того факта, что товарный знак не использовался.
В спорном случае истец доказал свою заинтересованность. Она обусловлена возможностью возникновения у потребителя ложного представления о лице, производящем и реализующем товары. Ответчик же не представил доказательств использования товарного знака и не оспорил доказательства истца.
Поэтому правовая охрана товарного знака была досрочно прекращена в испрашиваемой истцом части.
ИПО ГАРАНТ
15 сентября 2017
Заинтересованность в досрочном прекращении правовой охраны товарного знака нужно доказывать и при отсутствии возражений правообладателя против иска
Истец по делу о досрочном прекращении правовой охраны неиспользуемого товарного знака должен доказать свою заинтересованность


14 сентября
Наличие договора с правообладателем исключает выплату компенсации за незаконное использование программы для ЭВМ
Компенсация за нарушение исключительного права на программу на ЭВМ не взыскивается, если право использовать ее было предоставлено самим правообладателем по договору. Пусть даже контрагент допустил просрочку оплаты.
К таким выводам пришел Суд по интеллектуальным правам.
По общему правилу компенсация взыскивается только в случаях, когда программа используется без разрешения правообладателя.
огда как при наличии договора с правообладателем использование не является неправомерным.
ИПО ГАРАНТ
К таким выводам пришел Суд по интеллектуальным правам.
По общему правилу компенсация взыскивается только в случаях, когда программа используется без разрешения правообладателя.
огда как при наличии договора с правообладателем использование не является неправомерным.
ИПО ГАРАНТ
14 сентября 2017
Наличие договора с правообладателем исключает выплату компенсации за незаконное использование программы для ЭВМ
Компенсация за нарушение исключительного права на программу на ЭВМ не взыскивается, если право использовать ее было предоставлено самим правообладателем по договору. Пусть даже контрагент допустил просрочку оплаты


14 сентября
Регистрация товарных знаков: само по себе отсутствие обозначения в словарно-справочной литературе не придает ему фантазийную окраску
Суд по интеллектуальным правам счел правомерным отказ в регистрации словесного обозначения "ВОДОРОСЛЕВАЯ СОЛЬ" в качестве товарного знака.
При этом суд согласился с тем, что обозначение "ВОДОРОСЛЕВАЯ СОЛЬ" является описательным, т. к. указывает на вид (приправа к пище, соль) и характеристику товара (натуральный заменитель соли, созданный на основе водорослей (ламинария)).
Довод о том, что отсутствие в словарно-справочной литературе указания на спорное обозначение придает ему фантазийную окраску, несостоятелен.
Причина - отсутствие словосочетания в словарных источниках не свидетельствует о том, что такое обозначение способно вызывать у потребителя ложные неправдоподобные ассоциации в отношении товаров, для которых испрашивается правовая охрана.
Использование спорного обозначения в отношении товаров, для которых ему испрашивается правовая охрана (соль), не требует от потребителя дополнительных рассуждений и домысливания, т. к. оно прямо указывает на продукцию и ее состав (свойства).
ИПО ГАРАНТ
При этом суд согласился с тем, что обозначение "ВОДОРОСЛЕВАЯ СОЛЬ" является описательным, т. к. указывает на вид (приправа к пище, соль) и характеристику товара (натуральный заменитель соли, созданный на основе водорослей (ламинария)).
Довод о том, что отсутствие в словарно-справочной литературе указания на спорное обозначение придает ему фантазийную окраску, несостоятелен.
Причина - отсутствие словосочетания в словарных источниках не свидетельствует о том, что такое обозначение способно вызывать у потребителя ложные неправдоподобные ассоциации в отношении товаров, для которых испрашивается правовая охрана.
Использование спорного обозначения в отношении товаров, для которых ему испрашивается правовая охрана (соль), не требует от потребителя дополнительных рассуждений и домысливания, т. к. оно прямо указывает на продукцию и ее состав (свойства).
ИПО ГАРАНТ
14 сентября 2017
Регистрация товарных знаков: само по себе отсутствие обозначения в словарно-справочной литературе не придает ему фантазийную окраску
Суд по интеллектуальным правам счел правомерным отказ в регистрации словесного обозначения "ВОДОРОСЛЕВАЯ СОЛЬ" в качестве товарного знака


13 сентября
Наличие творческого начала предполагается, пока не доказано обратное

nampix/Shutterstock.com
Истец хотел получить компенсацию за неправомерное использование аудиовизуальных произведений - видеоматериалов о взрыве и пожарах. Но ему отказали ввиду того, что эти записи не являются результатом интеллектуальной деятельности.
Суд по интеллектуальным правам посчитал такой вывод немотивированным.
По ГК РФ объектами авторских прав не являются, в частности, сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.
В то же время наличие творческого начала при создании объекта авторского права предполагается. Эта презумпция может быть опровергнута в конкретном деле применительно к соответствующему произведению.
Само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности не свидетельствует о том, что результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.
ИПО ГАРАНТ
13 сентября 2017
Наличие творческого начала предполагается, пока не доказано обратное
Истец хотел получить компенсацию за неправомерное использование аудиовизуальных произведений - видеоматериалов о взрыве и пожарах


13 сентября
Реклама с товарным знаком в корпоративной газете - доказательство его использования правообладателем?
В споре по досрочному прекращению правовой охраны товарного знака из-за его неиспользования Суд по интеллектуальным правам отметил в т. ч. следующее.
По ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации продукции, работ или услуг, в отношении которых он зарегистрирован, в частности путем размещения в предложениях о продаже, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе.
При этом по смыслу норм необходимо, чтобы товарный знак был размещен подобным образом именно при введении продукции в гражданский оборот.
Т. е. соответствующие действия правообладателя должны быть связаны непосредственно с введением товара в гражданский оборот и доведением его до потребителя.
Это требование может быть реализовано и путем нахождения в обороте, доведении до сведения потребителей рекламы (предложения о продаже и т. д.).
В рассматриваемом деле правообладатель ссылался в т. ч. на размещение подобной рекламы в корпоративной газете.
Между тем, как указал суд, не доказано, что реклама с использованием спорного товарного знака, размещенная в выпуске корпоративной газеты правообладателя, доводилась до потребителей.
Соответственно, подобное не доказывает, что правообладатель использовал товарный знак в рекламе продукции.
ИПО ГАРАНТ
По ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации продукции, работ или услуг, в отношении которых он зарегистрирован, в частности путем размещения в предложениях о продаже, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе.
При этом по смыслу норм необходимо, чтобы товарный знак был размещен подобным образом именно при введении продукции в гражданский оборот.
Т. е. соответствующие действия правообладателя должны быть связаны непосредственно с введением товара в гражданский оборот и доведением его до потребителя.
Это требование может быть реализовано и путем нахождения в обороте, доведении до сведения потребителей рекламы (предложения о продаже и т. д.).
В рассматриваемом деле правообладатель ссылался в т. ч. на размещение подобной рекламы в корпоративной газете.
Между тем, как указал суд, не доказано, что реклама с использованием спорного товарного знака, размещенная в выпуске корпоративной газеты правообладателя, доводилась до потребителей.
Соответственно, подобное не доказывает, что правообладатель использовал товарный знак в рекламе продукции.
ИПО ГАРАНТ
13 сентября 2017
Реклама с товарным знаком в корпоративной газете - доказательство его использования правообладателем?
В споре по досрочному прекращению правовой охраны товарного знака из-за его неиспользования Суд по интеллектуальным правам отметил в т. ч. следующее


12 сентября
Когда автору фотографий не полагается компенсация за их использование?
Суд по интеллектуальным правам отказал автору фотографий, просившему взыскать с телерадиокомпании компенсацию за их использование на ее сайтах.
В данном случае были соблюдены условия, при которых допускается использование произведений без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с указанием имени автора и источника заимствования.
Так, любые произведения, в т. ч. фотографические, могут свободно использоваться в информационных, научных, учебных или культурных целях в объеме, оправданном целью цитирования. При некоторых условиях предусматривается свободное использование доведенных до всеобщего сведения произведений определенной тематики (по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам).
В спорном случае объем цитирования фотографий является допустимым. Он оправдан целями обзоров о содержании различных публикаций на социальные, политические, экономические темы. В приведенном материале указан автор и дана ссылка на источник заимствования.
ИПО ГАРАНТ
В данном случае были соблюдены условия, при которых допускается использование произведений без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с указанием имени автора и источника заимствования.
Так, любые произведения, в т. ч. фотографические, могут свободно использоваться в информационных, научных, учебных или культурных целях в объеме, оправданном целью цитирования. При некоторых условиях предусматривается свободное использование доведенных до всеобщего сведения произведений определенной тематики (по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам).
В спорном случае объем цитирования фотографий является допустимым. Он оправдан целями обзоров о содержании различных публикаций на социальные, политические, экономические темы. В приведенном материале указан автор и дана ссылка на источник заимствования.
ИПО ГАРАНТ
12 сентября 2017
Когда автору фотографий не полагается компенсация за их использование?
Суд по интеллектуальным правам отказал автору фотографий, просившему взыскать с телерадиокомпании компенсацию за их использование на ее сайтах


11 сентября
Размещение товарного знака в рекламе признается его использованием при условии, что она присутствовала в гражданском обороте

i9370/Shutterstock.com
Правообладатель может размещать свой товарный знак, в частности, на товарах, на документации, в предложениях о продаже товаров, в объявлениях, на вывесках и в рекламе.
Суд по интеллектуальным правам отметил, что в случае спора о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака такие действия признаются его использованием только при определенном условии.
А именно: они должны быть связаны непосредственно с введением товара в гражданский оборот.
Это требование может быть реализовано в т. ч. путем нахождения в гражданском обороте, доведения до сведения потребителей рекламы таких товаров (предложения о продаже и т. д.).
В спорном случае правообладателю не удалось доказать, что товарный знак им использовался.
Так, он ссылался в т. ч. на рекламу с использованием товарного знака, размещенную в выпусках корпоративной газеты. Однако из заверенной библиотекой копии газеты следует, что эта реклама отсутствовала в гражданском обороте и до потребителей не доводилась.
ИПО ГАРАНТ
11 сентября 2017
Размещение товарного знака в рекламе признается его использованием при условии, что она присутствовала в гражданском обороте
Правообладатель может размещать свой товарный знак, в частности, на товарах, на документации, в предложениях о продаже товаров, в объявлениях, на вывесках и в рекламе


11 сентября
Споры по товарным знакам: сбыт продукции через посредника и ее розничная продажа - однородные услуги?
В споре по досрочному прекращению охраны товарного знака из-за его неиспользования Президиум Суда по интеллектуальным правам указал в т. ч. следующее.
При установлении однородности услуг в первую очередь надо руководствоваться таким признаком, как цель услуги, предназначенной для конкретного вида деятельности (реклама, страхование, воспитание и т. д.).
Услуги, относящиеся к одному виду, но оказываемые в разных областях деятельности, не могут быть отнесены к однородным. Вместе с тем при определении однородности услуг может быть учтена их принадлежность к одному и тому же роду, виду.
Так, в рассматриваемом деле заявитель ссылался на то, что не имеют признаков однородности сбыт товаров через посредников и розничная продажа продукции, т. к. данная продажа в отличие от сбыта не является услугой.
Отклоняя такие доводы, суд пояснил, что под реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на продукцию любых производителей, вида и ассортимента одним лицом для другого. Т. е. торговое предприятие, реализующее товары, производителем которых оно не является, по сути, выполняет и функцию по содействию в их продаже.
С учетом этого лицо, оказывая услуги магазина (розничной реализации товаров), подразумевающие передачу продавцом (торговым предприятием) продукции на возмездной основе покупателям, осуществляет деятельность, однородную, по сути, таким услугам, как сбыт товара через посредников.
ИПО ГАРАНТ
При установлении однородности услуг в первую очередь надо руководствоваться таким признаком, как цель услуги, предназначенной для конкретного вида деятельности (реклама, страхование, воспитание и т. д.).
Услуги, относящиеся к одному виду, но оказываемые в разных областях деятельности, не могут быть отнесены к однородным. Вместе с тем при определении однородности услуг может быть учтена их принадлежность к одному и тому же роду, виду.
Так, в рассматриваемом деле заявитель ссылался на то, что не имеют признаков однородности сбыт товаров через посредников и розничная продажа продукции, т. к. данная продажа в отличие от сбыта не является услугой.
Отклоняя такие доводы, суд пояснил, что под реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на продукцию любых производителей, вида и ассортимента одним лицом для другого. Т. е. торговое предприятие, реализующее товары, производителем которых оно не является, по сути, выполняет и функцию по содействию в их продаже.
С учетом этого лицо, оказывая услуги магазина (розничной реализации товаров), подразумевающие передачу продавцом (торговым предприятием) продукции на возмездной основе покупателям, осуществляет деятельность, однородную, по сути, таким услугам, как сбыт товара через посредников.
ИПО ГАРАНТ
11 сентября 2017
Споры по товарным знакам: сбыт продукции через посредника и ее розничная продажа - однородные услуги?
В споре по досрочному прекращению охраны товарного знака из-за его неиспользования Президиум Суда по интеллектуальным правам указал в т. ч. следующее


08 сентября
Использование товарного знака может быть запрещено по требованию правообладателя только в связи с конкретным нарушением
Суд по интеллектуальным правам напомнил, что абстрактное требование правообладателя о запрете ответчику на будущее использовать обозначение, сходное с товарным знаком, не подлежит удовлетворению.
Требование правообладателя о пресечении действий, нарушающих право, может быть предъявлено только к лицу, совершающему их или необходимые приготовления к ним.
Т. е. данный способ защиты предусмотрен для длящегося или незавершенного правонарушения.
В суд могут быть заявлены требования, направленные на пресечение конкретного нарушения. Например, об изъятии и уничтожении конкретной партии товара, о запрете ее реализации.
Запрет же использовать без разрешения правообладателя обозначение, тождественное или сходное с товарным знаком, установлен законом и не требуют подтверждения в судебном акте.
ИПО ГАРАНТ
Требование правообладателя о пресечении действий, нарушающих право, может быть предъявлено только к лицу, совершающему их или необходимые приготовления к ним.
Т. е. данный способ защиты предусмотрен для длящегося или незавершенного правонарушения.
В суд могут быть заявлены требования, направленные на пресечение конкретного нарушения. Например, об изъятии и уничтожении конкретной партии товара, о запрете ее реализации.
Запрет же использовать без разрешения правообладателя обозначение, тождественное или сходное с товарным знаком, установлен законом и не требуют подтверждения в судебном акте.
ИПО ГАРАНТ
08 сентября 2017
Использование товарного знака может быть запрещено по требованию правообладателя только в связи с конкретным нарушением
Суд по интеллектуальным правам напомнил, что абстрактное требование правообладателя о запрете ответчику на будущее использовать обозначение, сходное с товарным знаком, не подлежит удовлетворению


07 сентября
Если приобретаются права на товарный знак, который правообладатель ранее фактически не использовал...
В споре о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака из-за его неиспользования Суд по интеллектуальным правам отметил в т. ч. следующее.
Сама по себе смена правообладателя не означает, что установленный законом срок использования товарного знака должен начать исчисляться сначала.
Льготный, по сути, трехлетний срок, в течение которого правообладатель должен начать использовать товарный знак в целях сохранения прав на него, исчисляется с даты госрегистрации этого средства индивидуализации.
Исходя из ГК РФ, товарный знак служит для индивидуализации продукции, а не определенного лица в глазах рядового потребителя.
Поэтому смена правообладателя не меняет течение подобного срока. Это событие не является госрегистрацией товарного знака, с которой ГК РФ связывает начало исчисления соответствующего периода.
Таким образом, смена правообладателя посредством отчуждения товарного знака не меняет исчисление упомянутого срока и сама по себе не является обстоятельством, свидетельствующим о невозможности использовать это средство индивидуализации по причинам, не зависящим от правообладателя.
Приобретение исключительного права на товарный знак, который правообладатель фактически не использовал в гражданском обороте, является риском предпринимательской деятельности приобретателя.
ИПО ГАРАНТ
Сама по себе смена правообладателя не означает, что установленный законом срок использования товарного знака должен начать исчисляться сначала.
Льготный, по сути, трехлетний срок, в течение которого правообладатель должен начать использовать товарный знак в целях сохранения прав на него, исчисляется с даты госрегистрации этого средства индивидуализации.
Исходя из ГК РФ, товарный знак служит для индивидуализации продукции, а не определенного лица в глазах рядового потребителя.
Поэтому смена правообладателя не меняет течение подобного срока. Это событие не является госрегистрацией товарного знака, с которой ГК РФ связывает начало исчисления соответствующего периода.
Таким образом, смена правообладателя посредством отчуждения товарного знака не меняет исчисление упомянутого срока и сама по себе не является обстоятельством, свидетельствующим о невозможности использовать это средство индивидуализации по причинам, не зависящим от правообладателя.
Приобретение исключительного права на товарный знак, который правообладатель фактически не использовал в гражданском обороте, является риском предпринимательской деятельности приобретателя.
ИПО ГАРАНТ
07 сентября 2017
Если приобретаются права на товарный знак, который правообладатель ранее фактически не использовал...
В споре о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака из-за его неиспользования Суд по интеллектуальным правам отметил в т. ч. следующее