Противоречия регистрации товарных знаков правовой охране раннего наименования места происхождения товара или географического указания в России и ЕС


cтарший юрист,
ООО «Патентно-правовая фирма «ЮС»

юрисконсульт 1 категории
Федерального института промышленной собственности (ФИПС)
"Журнал Суда по интеллектуальным правам", № 4 (30), декабрь 2020 г., с. 90-100
В 2019 году Законом № 230-ФЗ1 был введен новый для российского законодательства объект интеллектуальных прав – географическое указание. Также были внесены соответствующие изменения в отдельные положения ГК РФ2, в частности, связанные с регулированием правовой охраны товарных знаков.
Согласно ст. 1516 ГК РФ географическое указание – обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением. На территории соответствующего географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара.
В соответствии с п. 7 ст. 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым географическим указанием или наименованием места происхождения товара (НМПТ), а также с обозначением, заявленным на регистрацию в качестве такового до даты приоритета товарного знака, за исключением случая, если такое географическое указание или такое НМПТ либо сходное с ними до степени смешения обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право использования такого географического указания или НМПТ, при условии, что регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано такое географическое указание или такое НМПТ.
НМПТ - другое средство индивидуализации, указывающее на географическое происхождение товара, существующее в российском законодательстве с 1992 года. В силу той же ст. 1516 ГК РФ условиями регистрации НМПТ в отношении определенного товара выступают, во-первых, наличие у товара особых свойств, исключительно связанных с его географическим происхождением, а во-вторых, осуществление всех стадий производства товара на территории соответствующего географического объекта.
Как географические указания, так и НМПТ информируют потребителя о географическом происхождении, которое подразумевает определенные характеристики товара, но в отличие от НМПТ, для предоставления правовой охраны географическому указанию не требуется наличия у товара особых свойств и осуществления на территории соответствующего географического объекта всех стадий производства товара. Менее строгие требования значительно увеличивают возможность регистрации географических указаний по сравнению с возможностью регистрации НМПТ.
Несмотря на то что на сегодняшний день в Государственном реестре НМПТ и географических указаний существует всего лишь около 250 объектов (наибольшее количество регистраций НМПТ произведено в отношении минеральной воды - Ессентуки, Нарзан, Архыз и т.д.), логично предположить, что в скором времени ожидается их значительное увеличение за счет, географических указаний.
Для сравнения: в аналогичном реестре Европейского союза (ЕС)3 имеется около 3750 записей. Данный реестр включает в себя как «protected designations of origin» (PDO) - «охраняемые наименования места происхождения», близкие к российским НМПТ, так и «protected geographical indications» (PGI) - «охраняемые географические указания», близкие к российским географическим указаниям. Для простоты совокупность этих двух объектов обозначают в актах ЕС как «GI» (от англ. geographical indications, что дословно переводится как «географические указания»).
При этом на уровне ЕС возможность предоставления правовой охраны GI закреплена в отношении четырех категорий товаров (подробнее об этом речь пойдет далее). Можно предположить, что иначе количество зарегистрированных GI в ЕС было бы еще больше.
Вероятное появление в будущем большого числа зарегистрированных географических указаний в России окажет влияние и на практику регистрации товарных знаков. Это обусловлено предусмотренным п. 7 ст. 1483 ГК РФ запретом на регистрацию в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначений, являющихся сходными до степени смешения с НМПТ/географическими указаниями.
Руководством по товарным знакам РФ4 предусмотрены следующие ситуации конфликта обозначений, заявленных на регистрацию в качестве товарного знака, с НМПТ (представляется, что в силу идентичного объема правовой охраны НМПТ и географических указаний данные критерии применимы и в ситуации конфликта товарного знака с географическим указанием):
1)
полное вхождение в заявленное обозначение НМПТ;
2)
полное вхождение в заявленное обозначение НМПТ, в дополнение к другим словесным и/или изобразительным элементам (при сравнении заявленного комбинированного обозначения, содержащего словесный элемент (словесные элементы), с тождественным или сходным до степени смешения выявленным НМПТ, не исследуется значимость (доминирование) положения, занимаемого элементом, тождественным или сходным до степени смешения с НМПТ; заявленное обозначение должно признаваться сходным до степени смешения с НМПТ в целом, даже если такой элемент не занимает в нем доминирующего положения; не имеет значения, придает ли другой словесный и/или изобразительный элемент различительную способность заявленному обозначению; не следует учитывать место расположения или размер шрифта, шрифтовое исполнение НМПТ в составе всего заявленного обозначения);
3)
вхождение в заявленное обозначение части НМПТ;
4)
вхождение в заявленное обозначение производных от НМПТ, например таких, как эквивалентное прилагательное или существительное, перевод на другой язык либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными, что вызывает в памяти зарегистрированное НМПТ/обозначение, заявленное на регистрацию в качестве НМПТ.
Судебная практика по вопросу столкновения прав на товарные знаки при их регистрации с правами на более ранние НМПТ является немногочисленной и достаточно однотипной. В качестве примеров можно привести дела №№ СИП-459/2014, СИП-129/2016, СИП-187/2018, СИП-357/2019, СИП-358/2019, СИП-479/2019, СИП-611/2019. Однако возможность регистрации географических указаний, вероятно, приведет к увеличению количества судебных споров по данному вопросу.
Практика ЕС в вопросе разрешения конфликтов между GI и товарными знаками более обширна и детализирована в силу гораздо более длительного опыта использования механизмов охраны GI (как PDO, так и PGI).
Охрана GI на уровне ЕС предоставляется соответствующими регламентами в отношении сельскохозяйственной продукции5, спиртных напитков6, вин7 и ароматических вин8 и, как уже было сказано, на сегодняшний день на уровне ЕС насчитывается около 3750 регистраций GI. В отношении иных видов продукции продолжают действовать национальные и международные схемы защиты GI, права на которые также могут быть противопоставлены товарному знаку ЕС.
Авторами статьи был проанализирован опыт ЕС в отношении сравнения обозначений, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков, с GI. В основу анализа положено Руководство ЕС по экспертизе товарных знаков (далее - Руководство ЕС)9, которое разъясняет положения соответствующих регламентов и опирается на практику Суда Европейского союза (далее - Суд ЕС).
Согласно ст. 7 (1) (j) Регламента о товарном знаке ЕС10 не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков ЕС обозначения, регистрация которых не допускается законодательством ЕС, законодательством государства-участника или международным договором с участием ЕС или государства-участника, регулирующими правовую охрану GI.
Статья 7 Регламента о товарном знаке ЕС посвящена абсолютным основаниям для отказа в регистрации товарного знака. Это означает, что все содержащиеся в ней основания, в том числе основание, предусмотренное указанной ст. 7 (1) (j), Европейское ведомство по интеллектуальной собственности (EUIPO) выдвигает ex officio.
Конкретные ситуации, при которых товарный знак вступает в противоречие с правами на более раннее GI по смыслу ст. 7 (1) (j) Регламента, предусмотрены, в частности, вышеуказанными регламентами, регулирующими правовую охрану GI на уровне ЕС11.
Указанные ситуации более детально раскрываются для целей экспертизы по абсолютным основаниям в гл. 10 разд. 4 ч. В Руководства ЕС.
Руководство ЕС дает совокупное перечисление таких ситуаций, указывая, что регламенты mutatis mutandis предусматривают следующие ситуации «использования» GI, на которые распространяется его правовая охрана.
1.
В заявленном на регистрацию товарном знаке прямо используется GI: товарный знак либо полностью включает GI, либо включает элемент, обладающий высокой степенью фонетического и/или визуального сходства с GI (для логического обособления от остальных случаев далее по тексту настоящий случай будет поименован как «включение» GI в товарный знак, поскольку термин «использование» применим и к другим случаям).
2.
В товарном знаке заведомо недостоверно используется GI (misuse); товарный знак имитирует GI (imitation); товарный знак вызывает ассоциации с GI (evocation).
3.
Товарный знак содержит указания, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя в отношении происхождения товара.
Как и в России, в ЕС также предусмотрена возможность использования GI в товарном знаке при соблюдении определенных условий. Согласно российскому законодательству регистрация товарных знаков, включающих в себя НМПТ/географическое указание, также возможна в случае: 1) если заявитель имеет право использования указанных объектов; 2) такие элементы включены в товарный знак в качестве неохраняемых; 3) регистрация испрашивается в отношении тех же товаров, для которых зарегистрировано НМПТ/географическое указание.
Возможность регистрации товарного знака ЕС, включающего охраняемое GI, существует в отношении товаров, соответствующих описанию, приведенному в регистрации конкретного GI (данное правило не распространяется на случай заведомо недостоверного использования GI в товарном знаке (misuse).
Для понимания практических различий между данными случаями столкновения прав на товарный знак ЕС с правами на более ранее GI рассмотрим конкретные примеры их применения, описанные Руководством ЕС по регистрации товарных знаков.
Руководство ЕС исходит из того, что само понятие «включение» GI подразумевает, что заявленное обозначение либо содержит GI в том виде, в котором оно зарегистрировано, либо визуально и/или фонетически близкое к GI обозначение.
Например, обозначение CHAMPAGNE VEUVE DEVANLAY вступает в конфликт с PDO «CHAMPAGNE», поскольку полностью его включает.
А в регистрации в качестве товарного знака обозначения IBICENCO также должно быть отказано в связи со сходством с PGI «IBIZA» (PGI является существительным, а заявленное обозначение – производным от него прилагательным).
При оценке использования GI в товарном знаке не имеет значения, придают ли обозначению в целом отличительный характер содержащиеся в нем иные словесные или изобразительные элементы.
Например, регистрация обозначения противоречит положению ст. 7 (1) (j) Регламента о товарном знаке ЕС в связи с включением в него PDO «BEAUJOLAIS», несмотря на наличие доминирующего изобразительного элемента и иных словесных элементов.
Но включение в товарный знак словесного элемента, который имеет самостоятельное отличное от GI значение, не будут считаться использованием GI. Например, обозначение «TORONTO» хоть и включает в себя PGI «TORO», тем не менее в целом не ассоциируется с ним, в связи с чем его регистрация не противоречит положению ст. 7 (1) (j) EUTMR.
Товарный знак неправомерно включает в себя (misuse) GI, когда содержит заранее недостоверное указание на географическое происхождение, результатом которого является извлечение неоправданной выгоды из репутации соответствующего GI и возможность введения потребителя в заблуждение.
То есть отличие от первого случая состоит в том, что GI используется таким образом, который a priori является недостоверным. В предыдущей редакции Руководства ЕС (от 1 октября 2017 г.) приводился пример с заявленным обозначением RIOJA WINE UKRAINE. С учетом того, что RIOJA - это PDO для вин из провинции Риоха в Испании, использование данного обозначения для маркировки вин, происходящих из Украины, является недостоверным (а не просто вступающим в конфликт с охраняемым GI). В данном случае корректировка перечня не может снять основания для отказа в регистрации на основании ст. 7 (1) (j) EUTMR.
Товарный знак может имитировать (imitate) географическое указание или просто вызывать в сознании потребителя ассоциации с географическим указанием (evocate). Разница в том, что в первом случае заявитель намеренно копирует GI, а во втором случае заявитель может не преследовать такую цель, но обозначение объективно будет ассоциироваться у потребителя с GI.
При решении вопроса об имитации/наличии ассоциаций необходимо установить, возникнет ли при восприятии товарного знака у потребителя ассоциативная связь с GI. При этом такая связь должна быть прямой и ясной для среднестатистического потребителя, достаточно информированного, наблюдательного и осмотрительного.
Согласно Руководству ЕС установление возможности ассоциации для потребителя между товарным знаком и GI осуществляется с учетом следующих факторов:
-
наличие визуальной, фонетической или концептуальной связи между обозначением и GI: наличие общего начала (например, Parmesan/Parmigiano Reggiano); наличие общегоспецифического корня или окончания, которые не имеют определенного лексического значения – (например, Gargonzola/Cambozola); совпадающее количество букв, слогов - Gargonzola/Cambozola; наличие концептуальной близости между обозначениями (например, Parmesan/Parmigiano Reggiano); а также общность концепции, которая иногда может самостоятельно сыграть решающую роль и в отсутствие визуального или фонетического сходства;
-
степень близости товаров: внешний вид, состав и ингредиенты, вкус и т.д. Идентичность товаров увеличивает вероятность возникновения ассоциативной связи между заявленным на регистрацию товарным знаком и охраняемым GI.
При этом остальной контекст, в котором использовано обозначение, сходное с GI, не принимается во внимание. Так, факт указания в обозначении действительного места происхождения товара не опровергает сам по себе вывод о том, что обозначение способно порождать ассоциации с GI.
Рассмотрим несколько примеров, в которых был сделан вывод о наличии или отсутствии ассоциаций с GI.
Например, регистрация товарного знака вступает в противоречие с PDO LYGOURIO ASKLIPIOU, зарегистрированного в отношении оливкового масла, поскольку словесный элемент ASKLIPIOU является формой родительного от существительного ASKLEPIO, который означает имя греческого бога врачевания Асклепия. При этом изобразительный элемент товарного знака является изображением бога Асклепия. С учетом этого товарный знак будет вызывать у потребителя ассоциации с указанным PDO.
Напротив, обозначение VERDI было признано не вступающим в противоречие с PDO VINHO VERDE, поскольку в данном обозначении очевидно прослеживается отсылка к итальянскому оперному композитору Джузеппе Верди, в связи с чем обозначение VERDI не будет ассоциироваться с PDO «VINHO VERDE».
Как указал Суд ЕС в акте по спору о нарушении PDO «Champagne»12, ситуация порождения обозначением ассоциаций с GI охватывает в том числе случаи, когда товарный знак включает в себя часть охраняемого GI, в силу чего у потребителя при его восприятии возникает в сознании представление о таком GI.
Как следует из обстоятельств данного дела, обозначение Champagner Sorbet использовалось для маркировки мороженого-сорбета, который не является товаром, соответствующим описанию PDO «Champagne», но содержит в своем составе такой товар в качестве ингредиента. Межпрофессиональный Комитет производителей вин Шампани (C.I.V.C.) обратился в немецкий суд по месту жительства ответчика с требованием запретить использование данного обозначения.
Национальный суд Германии обратился за разъяснением применимых норм права в Суд ЕС.
На вопрос о том, можно ли признать обозначение Champagner Sorbet порождающим ассоциации с PDO «Champagne», суд ответил отрицательно, поскольку PDO непосредственно используется в данном случае в целях указания на вкусовое качество товара, связанное с входящим в него ингредиентом, поэтому его использование не может быть квалифицировано как вызывающее ассоциации с GI (evocation). Вместе с тем если вкусовые качества товара не обусловлены добавлением ингредиента, который соответствует спецификации PDO «Champagne», то такое использование может быть признано эксплуатирующим репутацию PDO.
Руководство ЕС по экспертизе товарных знаков специально указывает на то, что возможность возникновения ассоциаций оценивается по иным критериям, нежели выявление угрозы смешения при оценке сходства товарных знаков. Возможность порождения ассоциаций с GI может быть установлена и при отсутствии угрозы смешения.
Здесь проявляется отличие от российского подхода. Так, в силу п. 47 Правил по регистрации товарных знаков13 при проверке сходства заявленных обозначений с НМПТ используются признаки, указанные в п. 42 Правил, касающиеся критериев оценки сходства товарных знаков. В силу изложенного правоприменительные органы оценивают охраноспособность товарного знака в части противоречия более раннему НМПТ, используя критерии, установленные для определения сходства товарных знаков14.
Необходимо отметить, что различие в подходах вытекает из законодательных положений.
Так, п. 7 ст. 1483 ГК РФ прямо указывает именно на сходство до степени смешения заявленного обозначения с НМПТ/географическим указанием как на препятствие для регистрации его в качестве товарного знака.
В то же время положения регламентов ЕС, посвященные конфликту товарного знака с более ранним GI, не ограничиваются ситуацией включения в товарный знак тождественного или сходного с GI элемента.
Таким образом, более узкие критерии сравнения НМПТ/географических указаний с товарными знаками закреплен в России на законодательном уровне.
Следует отметить, что Руководство по товарным знакам РФ устанавливает гибкие подходы к определению сходства до степени смешения заявленного на регистрацию в качестве товарного знака обозначения и НМПТ, по сравнению с п. 42 Правил.
И, наконец, последняя ситуация конфликта заявленного обозначения с GI, рассматриваемая в Руководстве ЕС в контексте применения ст. 7 (1) (j) EUTMR, это включение в товарный знак иных указаний, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя в отношении происхождения товара.
Для более ясного понимания данного критерия следует обратиться к толкованию, данному в акте Суда ЕС по делу Scotch Whisky15.
Суд ЕС в решении по делу Scotch Whisky указал, что для квалификации ситуации по данному случаю должны быть приняты во внимание два обстоятельства:
-
обозначение считается содержащим вводящую в заблуждение информацию, если среди прочего содержит в словесной или изобразительной форме информацию, которая может быть воспринята в качестве указания на происхождение, источник, свойство или качество товара;
-
остальной контекст, в котором используется данное обозначение (в частности, указание на настоящее место производства товара, отличное от GI), не принимается во внимание.
В данном решении также указано, что соответствующая информация может быть представлена в любой (изобразительной, словесной и т.д.) форме.
Приведенный случай подразумевает такие ситуации, в которых отсылка к GI еще более неявная, чем в случае ‘evocation’.
В рамках данного дела Ассоциация шотландского виски обратилась в немецкий районный суд города Гамбурга с требованием запретить местному предпринимателю продавать виски, маркированный обозначением Glen Buchenbach, поскольку такая маркировка противоречит правовой охране GI «Scotch Whisky».
С учетом толкования, данного в акте Суда ЕС, районный суд Гамбурга запретил использование товарного знака Glen Buchenbach в отношении виски, не соответствующего описанию GI «Scotch Whisky», на товаре, который производится в Германии, несмотря на то что он содержит указание на реальное место производства в виде названия населенного пункта в Германии.
Фактическое обоснование заключается в том, что слово Glen часто используется именно в Шотландии вместо слова Valley (долина) и, в том числе, часто фигурирует в качестве элемента товарных знаков, которыми маркируется шотландский виски, в связи с чем является указанием, способным ввести потребителя в заблуждение.
Руководство ЕС специально регулирует ситуации, при которых товарный знак не будет вступать в противоречие с GI. Прежде всего это касается включения в товарный знак описательной части GI, которая указывает на вид товара.
Также возможны случаи, когда обозначение содержит элемент, тождественный или сходный с GI, но в целом образующий самостоятельную концептуальную единицу, которая по отношению к соответствующим товарам не порождает ассоциаций с GI. В таком случае нет оснований для применения положения ст. 7 (1) (j) EUTMR.
Наличие тождественного элемента может быть совпадением. Так, некоторые слова имеют одинаковое написание и звучание, но совершенно разное значение в разных языках, а некоторые географические названия на другом языке могут иметь семантическое значение, не имеющее ничего общего с названием географического объекта.
Некоторые географические названия также могут быть именами, и в сочетании с фамилией такое обозначение будет восприниматься потребителем как имя, а не как название географического объекта. Например, элемент LEON в PDO «Castilla y León», зарегистрированном в отношении вина, не препятствует включению того же элемента в товарный знак MICHEL LEON, поскольку в последнем случае элемент LEON будет восприниматься как фамилия, а не как название географического объекта.
Решая вопрос об охраноспособности в качестве товарного знака обозначения PORT CHARLOTTE с учетом зарегистрированного PDO «PORTO», суд решил, что обозначение PORT CHARLOTTE вызывает ассоциации с портом, названным в честь некоего лица по имени CHARLOTTE, а не с PDO «PORTO».
Интересным представляется подход в отношении защиты GI, которые включают название целого государства, такие как Polish Vodka (Польская водка), Swedish Vodka (Шведская водка).
В целом в рамках законодательства ЕС допускается охрана в составе GI названий целых государств. Тем не менее экспертиза исходит из того, что наименование государства неразрывно связано с остальными элементами географического указания, в связи с чем охрана такого названия в составе GI не ведет к автоматическому запрету использования названия государства в составе товарных знаков в отношении всех однородных товаров. Данный подход предполагает, что PDO «Польская водка» вызывает у потребителя ассоциацию именно с водкой, а не с любыми алкогольными напитками, поэтому возможна регистрация обозначения «Польская» в отношении виски, вина и т.д.
Также есть одинаковые географические названия, которые охраняются в составе различных самостоятельных GI. Например, французский Прованс входит в названия различных GI в отношении оливковых масел (PDO «Huile d’olive de Haute-Provence», PDO «Huile d’olive d’Aix-en-Provence»), поэтому регистрация обозначения Taste of Provence в отношении пищевых масел не будет противоречить ст. 7 (1) (j) EUTMR, так как указанные обстоятельства не позволяют прийти к выводу о том, что потребитель ассоциирует элемент «Provence» с каким-то определенным GI.
Отдельный алгоритм разрешения установлен для ситуаций конфликта заявленного обозначения с несколькими GI.
В случае, когда в товарном знаке используются несколько GI, зарегистрированных для товаров из разных географических регионов, в регистрации товарного знака должно быть отказано в целом. Например, обозначение RIOJA SANTIAGO вступает в противоречие с испанским PDO для вин RIOJA и чилийским PGI для вин SANTIAGO. В этом случае сокращение перечня товаров до вин, соответствующих описанию одного из GI, автоматически исключает соответствие товаров описанию второго использумеого GI, в связи с чем такой товарный знак в любом случае может ввести потребителя в заблуждение.
Если в обозначении присутствуют элементы, соответствующие частично совпадающим географическим объектам (регионам и субрегионам), то можно сократить перечень товаров до тех, в отношении которых охраняется наименование меньшего, входящего в состав большего географического объекта. Например, обозначение использует PDO «CÔTES DU RHÔNE» и PDO «VACQUEYRAS». Данное обозначение охраносопособно в отношении товара «вина, соответствующие спецификации охраняемого PDO “VACQUEYRAS“, поскольку коммуна Вакерас входит в винодельческую область Франции Кот-дю-Рон.
Если в товарном знаке используется географическое обозначение, которое входит в два или более GI, которые зарегистрированы в отношении разных товаров из одного и того же географического региона, то возможно сократить перечень товаров до соответствующих тем, для которых зарегистрирован один из GI, или до соответствующих товаров, для которых все они зарегистрированы. Например, заявлено обозначение AXM MODENA в отношении товара «мясо». Регистрация указанного обозначения в отношении товара «мясо» невозможна в связи с конфликтом с PDO «Prosciutto di Modena», PGI «Zampone di Modena», PGI «Cotechino di Modena». Но регистрация возможна при формулировке перечня следующим образом: «ветчина, соответствующий описанию PDO “Prosciutto di Modena”; дзампоне, соответствующее описанию PGI “Zampone di Modena; котекино, соответствующее описанию PGI “Cotechino di Modena”. При этом остальные виды мясных продуктов должны быть исключены из перечня.
Далее поговорим об однородности товарных знаков.
В РФ запрет на регистрацию сходных с НМПТ/географическими указаниями товарных знаков существует в отношении любых товаров. В отличие от России, в ЕС в рамках абсолютного основания для отказа в регистрации, установленного положением ст. 7 (1) (j) EUTMR, запрещается регистрация товарного знака в отношении товаров, которые являются тождественными и сопоставимыми с товарами, для которых зарегистрировано GI, а также в отношении товаров, в которые указанный товар входит в качестве ингредиента (но не любого ингредиента, а существенного, который определяет выбор данного товара потребителем, то есть коммерчески значимого). Кроме того, запрещается регистрация в отношении услуг, непосредственно связанных с таким товаром, например продажа, транспортировка соответствующего товара.
Если защита GI в отношении сопоставимых товаров не вызывает сомнений, когда товарный знак включает в себя GI, то в случае, например, оценки того, порождает ли обозначение ассоциации с GI (evocation), степень сопоставимости товаров также будет играть роль.
И снова Руководство ЕС подчеркивает, что сопоставимые товары в контексте применения норм, связанных с охраной GI, не являются синонимом однородных товаров, в контексте применения законодательства о товарных знаках.
Критерии для определения сопоставимых товаров были выработаны Судом ЕС16. При оценке сопоставимости товаров могут учитываться следующие факторы:
•
наличие у товаров объективных общих характеристик;
•
способ разработки (получения) товара;
•
внешний вид товара;
•
использование одинакового сырья для получения товара;
•
дополнительно могут учитываться такие факторы, как общее назначение, одинаковые рынки сбыта, применение в отношении товаров схожих маркетинговых инструментов.
Руководство ЕС приводит ряд примеров конкретных товаров, которые могут рассматриваться как сопоставимые.
В контексте определения сопоставимости товаров вызывает интерес подход относительно товаров, которые используются как ингредиенты. Так, сравнивая товары «свежие фрукты», с одной стороны, и «консервированные, замороженные, сушеные и приготовленные фрукты (варенье, джем)»- с другой , Руководство ЕС указывает, что данные товары сопоставимыми сами по себе не являются, но при этом фрукты являются существенным ингредиентом джема. Таким образом регистрация товарного знака в отношении таких товаров в любом случае не будет произведена без соответствующего сокращения перечня.
Так, регистрация товарного знака POMME DU LIMOUSIN не может быть произведена в отношении товаров «джемы и компоты», поскольку вступает в противоречие с PDO «POMME DU LIMOUSIN», зарегистрированным в отношении яблок. Регистрация данного обозначения возможна при корректировке перечня товаров до «джемов и компотов из яблок, соответствующих спецификации PDO «POMME DU LIMOUSIN». Обусловлено это тем, что фрукты являются главным ингредиентом джемов и компотов, и выбор данных товаров может зависеть в глазах потребителя именно от этих входящих в его состав ингредиентов.
В силу наличия PDO «PROSCIUTTO DI PARMA», зарегистрированного в отношении бекона, регистрация соответствующего товарного знака невозможна в отношении товара «пицца», но возможна только в отношении товара «пицца с беконом, соответствующим описанию PDO «PROSCIUTTO DI PARMA».
В то же время подобное сокращение перечня товаров не требуется в том случае, если товар, для которого зарегистрировано GI, является второстепенным ингредиентом для товаров из перечня заявленного обозначения. Например, PDO «ACEITE DE LA ALCARRIA», зарегистрированного в качестве PDO в отношении масла, не мешает регистрации аналогичного товарного знака в отношении выпечки, поскольку масло здесь является второстепенным ингредиентом.
Выше мы подчеркивали, что сравнимость товаров является условием применения именно абсолютного основания для отказа в регистрации товарного знака в силу конфликта с GI.
Статья 8 EUTMR, посвященная относительным основаниям для отказа в регистрации товарного знака, также содержит положение, касающееся возможного противоречия товарного знака с GI.
Так, согласно положению ст. 8 (6) EUTMR в регистрации товарного знака может быть отказано на основании оппозиции лица, обладающего правами на более ранее PDO или PGI, если: 1) такое PDO или PGI имеет более раннюю дату приоритета; 2) правовая охрана PDO или PGI предусматривает правомочие такого лица возражать против регистрации товарных знаков в силу имеющихся у него прав на более раннее PDO или PGI.
Как следует из разд. 4 ч. Руководства ЕС, в котором раскрывается механизм применения ст. 8 (6) EUTMR, лицо, подающее оппозицию, должно привести доказательства того, что: а) товарный знак будет использовать репутацию GI или существует такое намерение со стороны правообладателя товарного знака и; или б) что регистрация товарного знака каким-либо образом может вводить потребителя в заблуждение.
Важное отличие по существу вопроса заключается в том, что при подаче возражения по ст. 8 (6) EUTMR не требуется, чтобы товары, в отношении которых подан на регистрацию товарный знак, были сравнимыми (однородными) с товарами, в отношении которых зарегистрировано GI.
В целом на практике основание по ст. 8(6) EUTMR будет эффективным в менее очевидных случаях конфликта товарного знака с GI, когда товары не являются сравнимыми, а также не является очевидным, каким образом товарный знак будет использовать репутацию GI, поэтому необходимо представление соответствующих доказательств, отсутствующих у экспертов EUIPO. Такие случаи отданы на откуп частной инициативе, поскольку у заинтересованной стороны будет больше инструментов выявить и доказать такие случаи, особенно с учетом того, что ЕС включает разные страны с разными языками и культурами.
Проведенный авторами статьи анализ практики ЕС в отношении столкновения товарных знаки с более ранними GI приводит к следующим выводам.
При сравнении товарных знаков с GI при проведении экспертизы товарных знаков EUIPO в большой степени опирается на судебную практику, выработанную по конкретным делам.
В части анализа обозначений методика выявления противоречия товарного знака GI частично совпадает с подходами к определению сходства товарных знаков и НМПТ/географических указаний в России, но в значительной части выходит за рамки подходов российской практики. Так, действующее российское правовое регулирование не позволило бы прийти к решению, к которому пришел Суд ЕС в деле Scotch Whisky.
Отличается подход ЕС в части анализа товаров: в ЕС по абсолютному основанию товарный знак может вступить в противоречие с более ранним GI, если его регистрация испрашивается в отношении аналогичных или сравнимых товаров, в то время как в России однородность не исследуется, и в случае сходства с более ранним НМПТ/географическим указанием регистрация обозначения в качестве товарного знака невозможна в отношении любых товаров. В то же время и в ЕС есть механизм, позволяющий заинтересованному лицу, имеющему права на более раннее GI, возразить против регистрации товарного знака в отношении товаров не являющихся сравнимыми с теми, для которых предоставлена охрана GI, а именно подача оппозиции.
В целом анализ как практики ЕС, так и российской практики показывает стремление сохранить уникальность обозначений, представляющих собой GI и НМПТ/географические указания, от размывания, которое может произойти при регистрации аналогичных товарных знаков, которые по различным причинам могут вызвать в сознании потребителя представление о зарегистрированном НМПТ/географическим указании/GI.
В настоящее время остается открытым вопрос: пойдет российская практика по пути более узкого подхода о наличии сходства до степени смешения между заявленным на регистрацию товарным знаком и зарегистрированным ГУ/НМПТ или данный подход будет расширяться в сторону отказа в регистрации товарного знака, который по любым причинам способен вызвать в сознании потребителя представление об НМПТ/географическом указании.
1 Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции ", принятый Государственной Думой 18 июля 2019 г. и одобренным Советом Федерации 23 июля 2019 г. Вступил в силу 27 июля 2020 г.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 26 июля 2019 г., с изм. от 24 июля 2020 г.).
3 См.:https://ec.europa.eu/info/food-farming-fisheries/food-safety-and-quality/certification/quality-labels/<...>
4 Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов, утвержденное приказом директора ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС) от 20 января 2020 г. № 20.
5 Регламент Европейского парламента и Совета ЕС № 1151/2012 от 21 ноября 2012 г. «О схемах качества для сельскохозяйственной продукции и продуктов питания» - Regulation (EU) № 1151/2012 of the European Parliament and of the Council of 21 November 2012 on quality schemes for agricultural products and foodstuffs
6 Регламент Европейского Парламента и Совета ЕС № 2019/787 от 17 апреля 2019 г. об определении, описании, представлении и маркировке спиртных напитков, использовании наименований алкогольных напитков при представлении и маркировке иных пищевых товаров, о защите географических указаний для спиртных напитков, об использовании этанола и дистиллятов растительного происхождения в спиртных напитках. - Regulation (EU) № 2019/787 of the European Parliament and of the Council of 17 April 2019 on the definition, description, presentation and labelling of spirit drinks, the use of the names of spirit drinks in the presentation and labelling of other foodstuffs, the protection of geographical indications for spirit drinks, the use of ethyl alcohol and distillates of agricultural origin in alcoholic beverages, and repealing Regulation (EC) No 110/2008
7 Регламент Европейского Парламента и Совета ЕС № 1308/2013 от 17 декабря 2013 г. об организации общих рынков сельскохозяйственной продукции. - Regulation (EU) № 1308/2013 of the European Parliament and of the Council of 17 December 2013 establishing a common organisation of the markets in agricultural products
8 Регламент Европейского Парламента и Совета ЕС № 251/2014 от 26 февраля 2014 г. «Об определении, описании, представлении на рынке, маркировке и защите географических указаний для ароматизированных вин». - Regulation (EU) № 251/2014 of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on the definition, description, presentation, labelling and the protection of geographical indications of aromatised wine products
9 https://guidelines.euipo.europa.eu/1803468/1790016/trade-mark-guidelines/part-b-examination.
10 Regulation (EU) № 2017/1001 of the European Parliament and of the Council of 14 June 2017 on the European Union trade mark. - Регламент Европейского Парламента и Совета ЕС № 2017/1001 от 14 июня 2017 г. «О товарном знаке Европейского союза».
11 Статьи 14 (1) и 13(1) Регламента № 1151/2012, статьи 102 (1) и 103(2) Регламента № 1308/2013, статьи 19 (1) и 103(2) Регламента № 251/2014, статьи 36 (1) и 21 (2) Регламента № 2019/787.
12 Case С-393/16, CHAMPAGNE, EU:C:2017:991, § 64.
13 Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 г. № 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 августа 2015 г. за № 38572.
14 См., например, судебные акты по делам №№ СИП-479/2019, СИП-611/2019.
Новые правила рассмотрения в Палате по патентным спорам. Как защитить свои интересы в сфере интеллектуальной собственности в административном порядке


магистр юриспруденции (Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) – кафедра интеллектуальных прав)
младший юрист Lidings
"Журнал Суда по интеллектуальным правам", № 4 (30), декабрь 2020 г., с. 48-50
6 сентября 2020 г. вступили в силу Правила рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденные приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2020 г. № 644/261 (далее – Правила). Данный документ представляет собой новый порядок принятия и рассмотрения возражений и заявлений в Палате по патентным спорам (далее – ППС) и содержит значительные нововведения, которые будут рассмотрены ниже.
Причинами принятия новых Правил послужили:
-
необходимость кодификации старых правил, которые действовали с 2003 г.1;
-
появление в Гражданском кодексе РФ с июля 2020 г. нового объекта – географические указания;
-
отсутствие четкой регламентации действий ППС на стадии получения документов от Заявителя и порядка рассмотрения споров.
Порядок подачи и принятия документов
Следует отметить, что Правила применяются только к возражениям/заявлениям, поданным после 6 сентября 2020 г.
В новых Правилах установлен исчерпывающий перечень заявлений и возражений, подаваемых в ППС. Все возможные юридически значимые действия, с которыми может обращаться лицо, теперь указаны в Правилах (п. 3 Правил). В свою очередь в старом акте наименование конкретного юридически значимого действия, с которым лицо хотело обратиться, приходилось искать в Положении о патентных и иных пошлинах2.
Цифровизация
Применение современных технологий находит свое отражение и в работе ППС. В особенности документы можно, как и раньше, подать в электронном виде через форму на сайте3, однако увеличен объект загружаемых документов (с 5 мб до 25 мб). Более того, теперь необходимо использовать простую электронную цифровую подпись при подаче документов онлайн (п. 7 Правил).
При подаче нарочно документы представляются в одном экземпляре (абз. 7 п. 6 Правил) и дублируются в формате PDF на электронном носителе (абз. 8 п. 6 Правил). Считаем, что такое нововведение упростит процесс ознакомления c материалами административного дела и впоследствии стороны смогут знакомиться с ними в электронном виде, как это с апреля 2020 г. реализовано в системе арбитражных судов. Также стало возможным получать на e-mail уведомления, связанные с рассматриваемым делом (абз. 3 п. 19 Правил).
Перевод документов
Если ранее перевод документов, прикладываемых к возражению/заявлению можно было подписывать Заявителю или его представителю, с введением новых Правил перевод приложенных к возражению/заявлению документов и материалов на русский язык, должен быть подписан переводчиком с обязательным приложением документов, подтверждающих владение языком, с которого был сделан перевод (абз. 8 п. 6 Правил).
Формальная проверка документов
В новых Правилах появилась стадия в виде формальной проверки, которая раньше, безусловно, проводилась, но не была четко регламентирована. Данная стадия заключается в проверке состава и содержания поданных документов. Теперь процедура прохождения формальной проверки состоит из двух стадий – принятие документов канцелярией и передача их в ФИПС и вынесение ФИПС решения по результатам изучения полученных документов.
По итогам проверки документов, поданных заявителем, ФИПС может вынести следующие решения: об отказе в принятии с указанием причин по безусловным основаниям (п. 10 Правил), о направлении дополнительного запроса для устранения недостатков (п. 12 Правил), о принятии возражения/заявления (п. 15 Правил).
Следует отметить, что отсутствие ответа на запрос, предусмотренный п. 12 Правил, влечет отказ в принятии возражения/заявления. Данный механизм похож на ситуацию, когда суды оставляют иск без движения (ст. 128 АПК РФ и ст. 136 ГПК РФ).
Порядок рассмотрения споров
Теперь коллегия может перенести проведение заседания на срок от 1 до 3 месяцев. Это связано с предоставлением возможности членам коллегии более подробно изучать представленные сторонами документы или с целью получения заключения независимого эксперта, который дает, например, заключение по вопросу соответствия изобретения критериям охраноспособности (п. 29 Правил).
Кроме того, у сторон появилась возможность в рамках рассмотрения споров в Палате изменять объем охраны соответствующих объектов, но только если испрашиваемые изменения могут устранить причины, препятствующие предоставлению правовой охраны заявленному объекту полностью или частично (п. 39 и 40 Правил).
Приостановление
Коллегия также может приостановить рассмотрение возражения/заявления самостоятельно или по ходатайству стороны в случае рассмотрения административного или судебного дела, имеющего значение для рассматриваемого дела (п. 34 Правил).
Такая ситуация, например, возможна, когда правовая охрана противопоставленного товарного знака была бы прекращена досрочно в судебном порядке вследствие его неиспользования после подачи возражения, но до даты вынесения оспариваемого решения Роспатента. Как отмечается в практике Суда по интеллектуальным правам4, такое досрочное прекращение должно подлежать учету Роспатентом при рассмотрении дела в Палате.
Данный механизм также позаимствован из процессуального законодательства и развивает идею приостановки связанных между собой дел. Так, согласно п. 143 постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса» (далее – Постановление пленума ВС РФ № 10): «При рассмотрении Роспатентом возражений против выдачи патента, предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара или исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара суд вправе приостановить производство по делу о нарушении прав». В противном случае судебный акт может быть пересмотрен по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
Аналогично обстоят дела и с приостановлением дел в Палате. Принятие решения без учета другого дела (судебного или административного) может привести к принятию необоснованного решения Роспатента, которое на основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ будет признано недействительным, и в резолютивной части на основании п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ судом будет указано на обязанность Роспатента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем учета доводов и результатов связанного дела.
Новые доводы сторон
Теперь стороны могут приводить новые доводы по возражению/заявлению на стадии их рассмотрения в Палате (п. 38 Правил). Аналогичная возможность, исходя из системного толкования, появляется у Роспатента (п. 44 Правил). Представляется, что данное положение обусловлено развитием принципа состязательности и в рамках административного процесса, однако приводит к тому, что подателю возражения/заявления объективно тяжелее в условиях ограниченных сроков рассмотрения споров в Палате привести доказательства на новые доводы, приведенные Роспатентом.
Данное положение напрямую связано с развитием положения абз. 6 п. 137 постановления Пленума ВС РФ № 10, где указано, что Роспатент, вправе представлять дополнительные доказательства по существу поданного возражения, заявления и принятого на его основе решения в опровержение доказательств, представляемых иными лицами, участвующими в судебном деле.
Как следует из судебной практики, мотивированные выводы, которые подлежат оценке со стороны суда, должны содержаться именно в оспариваемом решении Роспатента, а не в представленном в суд отзыве Роспатента на заявление лица, оспаривающего решение Роспатента (например, постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 30.11.2017 по делу № СИП-239/2017, постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 30.01.2017 по делу № СИП-411/2016).
Полагаем, что с учетом приведенной судебной практики положение п. 44 Правил направлено на расширение возможности Роспатента до стадии судебного оспаривания его решения привести максимальное количество доводов и оснований, которые не были выявлены на стадии экспертизы объекта, для того чтобы Роспатент не был связан доводами только экспертизы объекта.
В целом следует отметить, что новые правила ликвидировали многие пробелы в регулировании административных споров в Палате – регламентирован порядок принятия документов, оснований переноса и отложений заседаний, указаны виды процессуальных обращений в Палату и появилась возможность более широко использовать дистанционные технологии.
1Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в ППС, утверждены приказом Роспатента от 22 апреля 2003 г. № 56.
2Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 941.
3https://new.fips.ru/(дата обращения: 07.09.2020).
4Постановление Суда по интеллектуальным правам от 14 марта 2018 г. по делу № СИП-119/2017 // СПС “Гарант”/.
Практика Европейского Суда по вопросу о продлении срока действия патентов на изобретения


кандидат юридических наук,
заместитель председателя Суда по интеллектуальным правам,
главный научный редактор Журнала Суда по интеллектуальным правам
"Журнал Суда по интеллектуальным правам", № 4 (30), декабрь 2020 г., с. 4-5
Суд по интеллектуальным правам в своей работе регулярно сталкивается с новыми аспектами применения конкретных норм о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые ранее не возникали в судебной практике, не анализировались в трудах российских ученых.
При решении таких вопросов суд изучает позиции лиц, участвующих в деле, выясняет при необходимости мнение ученых о существе правового регулирования соответствующих отношений, о причинах его появления.
В случае если российские нормы основаны на международно-правовом регулировании, суд изучает также подходы к применению норм международных договоров (см., например: постановления президиума Суда по интеллектуальным правам от 09 декабря 2016 г. по делу № СИП-146/2016, от 15 февраля 2019 г. по делу № СИП-85/2018, от 22 февраля 2019 г. по делу № СИП-437/2018), в том числе с помощью Министерства иностранных дел Российской Федерации (см., например: постановления президиума Суда по интеллектуальным правам от 30 июня 2016 г. по делу № СИП-413/2015, от 21 декабря 2017 г. по делу № СИП-140/2017, от 08 июля 2020 г. по делу № СИП-664/2018, от 01 ноября 2019 г. по делу № СИП-183/2019).
Кроме того, учитывая, что российское законодательство об интеллектуальных правах основано на тех же международно-правовых нормах и доктринальных подходах, что и европейское законодательство, Суд по интеллектуальным правам изучает практику европейского патентного ведомства (см., например, постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 09 декабря 2016 г. по делу № СИП-146/2016) и практику Европейского Суда (см., например, постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 04 июня 2020 г. по делу № СИП-740/2018).
Так, при рассмотрении дела № СИП-740/2018 анализировался вопрос об обстоятельствах, которые необходимо установить при продлении срока действия патента на изобретение, чтобы определить, подпадает ли конкретное лекарственное средство под формулу изобретения, охарактеризованную в общем виде.
Для толкования п. 2 ст. 1363 ГК РФ анализировалась в том числе и практика Европейского Суда, давшего толкование аналогичных по содержанию положений Европейской патентной конвенции.
Вниманию читателей представляем перевод постановления Большой палаты Европейского Суда от 25 июля 2018 г. по делу № C–121/17 по запросу Высокого суда Англии и Уэльса (извлечение).
Перевод постановления Третьей палаты Европейского Суда от 12 декабря 2013 г. по делу № C-493/12 по запросу Высокого суда Англии и Уэльса.
Правовые последствия уплаты государственной пошлины за продление срока действия исключительного права на товарный знак лицом, не являющимся правообладателем


старший юрист ООО «Зуйков и партнеры»
"Журнал Суда по интеллектуальным правам", № 4 (30), декабрь 2020 г., с. 109-112
По названию статьи трудно определить того, кто не является правообладателем и без его согласия решит оплатить государственную пошлину за продление срока действия исключительного права на товарный знак, у которого истекает срок правовой охраны.
Однако такие случаи встречаются. Понять чем руководствуются эти люди, понять сложно, но вряд ли ими движет желание сохранить для потомков в силе чужой товарный знак.
Вероятно, достаточно очевидной представляется ситуация, при которой правообладатель незадолго до истечения срока действия товарного знака заключает лицензионный договор, получает единовременное вознаграждение, а дальше по неясным причинам он утрачивает интерес к товарному знаку и не оплачивает пошлину за поддержание его правовой охраны в силе.
Далее лицензиат видит, что другим лицом подана заявка на регистрацию сходного обозначения, и если не сохранить действие товарного знака в силе, то он утратит законное право использования этого обозначения, а лицо, подавшее заявку на регистрацию знака, в случае его регистрации сможет предъявлять к нему требования о защите права на товарный знак. Поэтому лицензиат, чтобы сохранить правовую охрану товарного знака, оплачивает государственную пошлину за продление срока действия исключительного права на товарный знак за правообладателя, не имея от него соответствующих поручений.
На бытовом уровне никто не запрещает заплатить за соседа штраф или коммунальные платежи, найдя в его почтовом ящике соответствующие платежные документы. Но так ли все просто с оплатой пошлины? Попробуем разобраться.
Рассмотрение заявлений правообладателей о продлении исключительного права на товарный знак отнесено к компетенции Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) частью четвертой Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ, Кодекс) и Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. № 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности».
Порядок рассмотрения заявлений о продлении исключительного права на товарный знак определен в Административном регламенте предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по продлению срока действия исключительного права на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. № 705 (далее соответственно – Административный регламент, государственная услуга).
Согласно пункту 1 ст. 1491 ГК РФ исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз. По ходатайству правообладателя ему может быть предоставлено шесть месяцев по истечении срока действия исключительного права на товарный знак для подачи указанного заявления при условии уплаты пошлины (п. 2 ст. 1491 ГК РФ).
Запись о продлении срока действия исключительного права на товарный знак вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак (п. 3 ст. 1491 ГК РФ).
Согласно пункту 51 Административного регламента предоставление государственной услуги включает следующие административные процедуры: прием и регистрацию заявления, ходатайства; проверка соблюдения срока представления заявления и уплаты пошлины; рассмотрение ходатайства; рассмотрение заявления.
В соответствии с п. 30 Административного регламента перечень юридически значимых действий, связанных с предоставлением государственной услуги, за совершение которых взимаются пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для уменьшения размеров пошлин или возврата, установлены Положением о пошлинах.
Пунктом 4 Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 941 (далее – Положение о пошлинах) предусмотрено, что уплату пошлин осуществляют юридические и физические лица, в установленном порядке обратившиеся за совершением юридически значимых действий, либо лица, действующие по их поручению.
Из пунктов 66 и 77 Административного регламента следует, что, если по результатам проверки уплаты пошлины в соответствии с п. 65 Административного регламента уплата пошлины в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах, не подтверждена, заявителю направляется уведомление о начислении соответствующей пошлины с указанием необходимости уплатить пошлину в течение двух месяцев со дня направления указанного уведомления.
Если пошлина в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах, не уплачена, продление срока действия исключительного права на товарный знак не осуществляется (п. 70 Административного регламента).
При этом согласно п. 88 Административного регламента основанием для осуществления административной процедуры рассмотрения заявления является установление факта соблюдения срока представления заявления и удовлетворение ходатайства (если заявление подано в течение шести месяцев по истечении срока действия исключительного права на товарный знак) и уплаты пошлины в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах.
Административная процедура состоит из следующих административных действий:
1)
проверка соответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации;
2)
внесение записи о продлении срока действия исключительного права на товарный знак в Государственный реестр;
3)
публикация в официальном бюллетене сведений о продлении срока действия исключительного права на товарный знак.
В соответствии с п. 89 Административного регламента Административное действие, предусмотренное подп. 1 п. 88 данного регламента, заключается в проверке соблюдения следующих условий:
-
соответствие заявления и прилагаемых к нему документов положениям п. 2 ст. 1491 Кодекса, п. 17 Регламента;
-
представление заявления и прилагаемых к нему документов в отношении исключительного права на товарный знак, действие которого не прекращено или не признано недействительным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
-
соответствие сведений, в том числе о правообладателе, в заявлении и прилагаемых к нему документах сведениям, имеющимся в Государственном реестре, относящимся к исключительному праву на товарный знак, в отношении которого подано заявление;
-
наличие полномочий на подачу заявления и прилагаемых к нему документов у лица, подавшего заявление.
В случае несоблюдения условий, предусмотренных п. 89 Регламента, заявителю направляется запрос с указанием оснований, по которым срок действия исключительного права на товарный знак не может быть продлен, и предложением в течение трех месяцев со дня направления запроса представить недостающие и (или) надлежаще оформленные документы. В указанном запросе заявитель информируется о том, что в случае непредставления недостающих и (или) надлежаще оформленных документов в трехмесячный срок с даты направления запроса заявителю будет отказано в продлении срока действия исключительного права на товарный знак (п. 90 Административного регламента).
Согласно пункту 91 Административного регламента, если заявитель не представил в течение срока, установленного в п. 90 Регламента, недостающие и (или) надлежаще оформленные документы, заявителю отказывается в продлении срока действия исключительного права на товарный знак.
Если в результате проверки, предусмотренной п. 89 Регламента, установлено, что условия, предусмотренные п. 89 Регламента, соблюдены, срок действия исключительного права на товарный знак продлевается.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что подачу заявления о продлении срока действия исключительного права на товарный знак и уплату пошлины должен осуществить правообладатель, или лицо, действующее по его поручению. При этом поручение должно быть выражено в письменном виде.
Но что произойдет, если государственную пошлину за рассмотрение заявления о продлении исключительного права на товарный знак оплатит не правообладатель товарного знака?
В случае если с заявлением о продлении срока действия исключительного права на товарный знак или с ходатайством о предоставлении шестимесячного срока для продления истекшего срока действия исключительного права на указанный товарный знак в Роспатент обратится не правообладатель, а иное лицо, действующее от своего имени, то последствия для такого лица, могут быть следующими.
На совершение юридически значимых действий по продлению срока действия исключительного права на товарный знак и уплаты соответствующих пошлин в силу требований Положения о пошлинах необходимо волеизъявление правообладателя, выраженное в письменной форме, или делегирование права на совершение таких юридически значимых действий уполномоченному на то лицу также с соблюдением письменной формы (п. 4 Положения о пошлинах).
Согласно подпункту 2 п. 17 Положения о пошлинах, в числе прочего, к заявлению прикладывается доверенность или иной документ (при наличии представителя заявителя), оформленные в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями или требованиями законодательства страны их происхождения, подтверждающей полномочия представителя на ведение дел с Роспатентом, если заявителем назначен представитель, не являющийся патентным поверенным (далее – доверенность).
В случае отсутствия документа, подтверждающего полномочия представителя, Роспатентом направляется в адрес заявителя соответствующий запрос и предложение в течение трех месяцев со дня направления запроса представить недостающие и (или) надлежаще оформленные документы (п. 80, 89, 90 Административного регламента).
Если заявитель не представил в течение срока, установленного в п. 90 Регламента, недостающие и (или) надлежаще оформленные документы, заявителю отказывается в продлении срока действия исключительного права на товарный знак (п. 91 Административного регламента).
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении президиума Суда по интеллектуальным правам от 13 июля 2018 г. по делу № СИП-552/2017.
Такой правовой подход вытекает из общих положений части четвертой ГК РФ, в которой определено право правообладателя на распоряжение принадлежащим ему исключительным правом на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом (п. 1 ст. 1233 ГК РФ). При этом распоряжение правом подразумевает под собой не только предоставление права использования товарным знаком или его отчуждение другому лицу, но и право досрочного прекращения правовой охраны товарного знака в случае отказа правообладателя от права на товарный знак (под. 5 п. 1 ст. 1514 ГК РФ) или в связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак (подп. 1 п. 1 ст. 1514 ГК РФ). В последнем случае воля правообладателя выражается в форме его бездействия, вытекающего из неуплаты государственной пошлины.
Законодатель предусмотрел административные процедуры, позволяющие предотвратить оплату государственной пошлины за продление срока действия исключительного права на товарный знак лицом, не являющимся правообладателем.
Значит, никто кроме правообладателя или уполномоченного им лица не может оплатить пошлину за продление срока действия знака, иное бы противоречило основным началам гражданского законодательства принципу добросовестности участников гражданских правоотношений и недопустимости извлечения кем-либо преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 3 и 4 ст. 1 ГК РФ), закрепляющими пределы осуществления гражданских прав (ст. 10 ГК РФ).
Таким образом, правовым последствием уплаты государственной пошлины за продление срока действия исключительного права на товарный знак лицом, не являющимся правообладателем, будет отказ Роспатента в продлении срока действия исключительного права на товарный знак, и как следствие - прекращение правовой охраны этого товарного знака, в связи с истечением срока действия исключительного права.
Европейский суд продолжает ограничивать продление фармацевтических патентов


юрист юридической фирмы Lidings

партнер юридической фирмы Lidings
"Журнал Суда по интеллектуальным правам", № 3 (29), сентябрь 2020 г., с. 111-112
9 июля 2020 г. Европейский суд вынес очередное прецедентное решение по вопросу продления1 фармацевтических патентов (дело № C-673/18, Сантэн v. Национальный институт промышленной собственности Франции). По нашему мнению, данное дело также может оказать влияние на дальнейшую практику по вопросу продления патентов и в России.
Как следует из фактических обстоятельств дела, японская фармацевтическая компания Сантэн производит лекарственный препарат IKERVIS® для лечения кератита у взрослых с синдромом сухого глаза. Действующим веществом лекарственного препарата является циклоспорин (1 мг/мл, в форме эмульсии).
Компания обратилась в Национальный институт промышленной собственности Франции с ходатайством о продлении патента EP 1 809 237 «Циклоспорин для лечения кератита» (выдаче дополнительного патента) на основании первого разрешения на применение лекарственного препарата IKERVIS®, но получила отказ.
Национальный институт промышленной собственности обосновал отказ ссылкой на более раннее разрешение на применение лекарственного препарата SANDIMMUN® для лечения эндогенного увеита, воспаления всей или части сосудистой оболочки глазного яблока. Действующим веществом лекарственного препарата также является циклоспорин (100 мг/мл, в форме раствора для приема внутрь).
Не согласившись с решением патентного ведомства, компания обратилась в Апелляционный суд Парижа, который в свою очередь направил в Европейский суд запрос о толковании статьи 3(d) Регламента (EC) № 469/2009 от 6 мая 2009 г. относительно возможности продления подобных патентов.
Европейскому суду предстояло ответить на вопрос, может ли разрешение на применение лекарственного препарата с известным действующим веществом, но по новому терапевтическому показанию считаться первым и, соответственно, являться основанием для продления патента.
Европейский суд пришел к отрицательному выводу.
По мнению Европейского суда, для целей продления патента термин «продукт» должен пониматься как действующее вещество в узком смысле (то есть как субстанция, сама по себе оказывающая терапевтическое действие). При этом незначительные изменения в отношении ранее известного действующего вещества (новая дозировка, использование соли или эфира или иной лекарственной формы, новое терапевтическое применение) не имеют правового значения.
Таким образом, использование известного действующего вещества по новому терапевтическому применению, в новой дозировке или лекарственной форме не означает, что возникает новый продукт, в связи с чем продление патента на новый лекарственный препарат не допускается.
Полагаем, что данное решение не только способствует гармонизации практики (в частности, в решении кардинально пересмотрены выводы из решения Европейского суда по делу C-130/11), но и является последовательным шагом по пути устранения ряда искусственных патентных ограничений на фармацевтическом рынке.
Следует отметить, что в 2019 г. в решении по делу № С-443/17 (Абраксис Биосайнс ЛЛС v. Генеральный контроллер по патентам) Европейский суд уже обращал внимание на необходимость узкой интерпретации института продления патентов, в связи с чем, в частности, не подлежит продлению патент на новую лекарственную форму известного действующего вещества2.
Позиция Европейского суда может в будущем найти отражение и в российской практике продления патентов (выдачи дополнительных патентов), так как в некоторых делах Суд по интеллектуальным правам действительно ссылается на европейский подход к различным аспектам продления патентов (например, дело № СИП-740/2018).
Ожидается, что в ближайшее время Европейский суд вынесет решение по делу № С-354/2019 (Новартис v. Патентное ведомство Швеции), также связанному с продлением фармацевтических патентов.
1 Здесь и далее термин «продление патентов» означает как продление срока действия действующего патента на изобретение, так и выдачу дополнительного патента на изобретение.
2 Европейский суд вынес прецедентное решение по вопросу продления фармацевтических патентов, которое может иметь последствия и в России. «Журнал Суда по интеллектуальным правам», № 24, июнь 2019 г., с. 61-62 // URL: http://ipcmagazine.ru/re-views/european-court-passed-a-case-law-decision-on-the-extension-of-pharmaceutical-patents-which-may-have-consequences-in-russia
Еще статьи...
- Верховный Суд РФ определился с подведомственностью доменных споров
- Европейский суд вынес прецедентное решение по вопросу продления фармацевтических патентов, которое может иметь последствия и в России
- Компенсация в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения или товаров
- Исчерпание исключительного права на товарный знак в Российской Федерации в контексте Евразийского экономического союза и санкционных мер